понедельник, 16 декабря 2013 г.

Эффект пузыря

Одна из самых ярких проблем, мешающих адекватному развитию людей в современном мире — это так называемый "эффект пузыря" (на текущий момент не является каким-либо утвержденным термином, однако нередко встречается в ряде заметок о психологии человека). Суть эффекта такова, — поскольку у нас нет объективной возможности рассматривать весь мир целиком, мы условно разделяем мир на обозримую его часть, и внешнюю, которая никак нас не касается. Мы развиваемся "внутри пузыря" и очень опасливо относимся к вещам за его пределами.

Человек, не задумывающийся над этим вопросом обычно трактует внутренность пузыря как весь мир, а все внешнее, — как враждебное, непонятное и неправильное. А поскольку сам пузырь способен со временем расширяться, и границы его определить формально довольно сложно, то в сам факт наличия этого "пузыря" поверить очень сложно; мы не увидим никаких противоречий своей позиции в реальных ситуациях (точнее не сможем воспринимать их как противоречия).

И казалось бы, это довольно естественно, "весь мир не объять", но сам процесс формирования "пузыря", как динамическая система с изначально случайными данными может давать совершенно различные результаты. Настолько, что в мире существуют люди, которые живут в соседних домах, но представляют мир диаметрально противоположно, и каждый не имеет никакого шанса переосознать свою позицию и убедиться в том, что она неверна или требует корректив.

Какие практические процессы стоят за формированием "пузыря"?


Прежде всего, это реализация простого критерия "нравится / не нравится". Нам нравится определенный образ жизни, определенная музыка, еда, книги, люди. И мы редко задумываемся "а почему именно так?", ведь "нравится" - уже самодостаточный аргумент. Жизнь и ее отдельные проявления должны нравиться, это звучит разумно. Во всех вопросах выбора мы будем преимущественно склонятся к решениям, которые похожи на те, что нам нравятся. Однажды полюбив фэнтези, при выборе очередной книги для прочтения, мы наверняка выберем этот же жанр. А когда ты прочитал уже сотню фэнтезийных книг, довольно сложно не считать себя поклонником жанра, и перейти на историческую литературу. Так работают и автоматические рекомендательные системы, навязывая нам фильмы, похожие на то, что мы уже смотрели. Именно ощущение "нравится" и формирует пузырь, за пределами которого будет, очевидно то, что нам нравится недостаточно. И так же работают и взаимоотношения с людьми.

Пузыри и социум


Человек, как в основном, существо социальное стремится к общению с другими людьми, и других людей, кроме необходимых для решения минутных вопросов, он выбирает исходя из того же критерия "нравится". Нравиться ему будут люди, которые либо прекрасно вписываются в собственный пузырь, и чем лучше, тем "ближе и понятнее" они будут в ощущениях. Либо те, с кем есть достаточное пересечение. Изредка, возможно, человека будут интересовать люди за пределами его пузыря, "интересовать", но не "нравиться". Таким образом, практически каждый человек обрастает пузырем, в центре которого будет он сам, внутри и близко к нему - его лучшие друзья, а в пределах пузыря - хорошие знакомые.

Эта связь между людьми обладает двухсторонней индукцией — люди в пределах твоего пузыря влияют на твое ощущение "нравится" относительно различных вещей, понимания, других людей ("посмотри хороший фильм", "ты был прав", "отлично выглядишь" и т.п.), а ты, в свою очередь - на их восприятие.

К чему это приводит на самом деле? В первую очередь, к отсутствию понимания "объективной критики". Любая критика близких к тебе людей (в понимании восприятия мира) выглядит объективнее, чем людей извне. А люди внутри пузыря, будут всегда обращать критику на те вещи, которые находятся вне их собственного пузыря (звучит без картинки быть может сложновато, но на деле легко — у вас похожие мнения, похожее восприятие мира, но в чем-то оно не совпадает, и эти несовпадения будут по возможности подавляться обоими из сторон), что укрепляет позицию человека в твоем пузыре, его в твоем, и если идеализировать этот процесс, то пузыри сходятся; возникает изолированная социальная группа.

Поверхностным примером таких групп могут быть субкультуры, — в сущности у людей нулевая необходимость следовать трендам этой субкультуры, но, их понятие "нравится / не нравится" настолько деформировано, что у них не возникает вопросов, почему они выбрали это направление. Более того, многие субкультуры враждебно относятся друг к другу, просто потому, что каждая лежит за пределами их "пузыря". Еще более близкий к крайнему случаю - секты. Религия, в извращенном ее понимании (и, надо заметить, общеупотребительным) тоже формирует пузыри.

И чем больше людей в пузыре, тем "надежнее" он выглядит, и шансов "выбраться" из него становится все меньше, скорее всего тебя не поддержат люди и внутри пузыря (ибо ты нарушаешь его "целостность"), и извне (потому что для них ты вероятно вне их пузыря).

Полезные выводы


Вся эта абстракция прекрасно ложится в простое практическое утверждение: иногда бывает как, "не человек плох, а просто оказался не в той среде". Это действительно так, ведь эта среда, с одной стороны человеком принимаемая (иногда случайно, иногда не сразу, иногда с трудом), его же и удерживает, он сам стремится к ней и хочет видеть ее везде. Она может тянуть его на дно, под видом благодетеля для него самого. А любые попытки критики извне, очевидным образом, обречены на провал, и вмешиваться бессмысленно. При должном уровне развития, человек осознает сам границы "своего" пузыря, и по возможности захочет их расширить (избавиться от них мы все равно не в состоянии), а при недостаточном — только сконцентрирует пузырь плотнее вокруг себя, делая то, что ему кажется правильным и приятным.

И внутри одного пузыря правильным и естественным для человека и его окружения будет работа, нацеленная на развитие себя и мира. Внутри другого - преимущественно на потребление. А в ином принято топить котят. И у человека из каждого круга будет достаточно близких сторонников, которые помогут ему чувствовать себя понимающим "мир" верно.

Комментариев нет:

Отправить комментарий