четверг, 1 ноября 2012 г.

Психология и мобильные телефоны (вброс)


Побудила меня задуматься о вопросе следующая заметка: http://habrahabr.ru/post/156761/

Действительно, почему производители почти во все современные модели смартфонов встраивают настолько "мелкие" батареи, которых хватает от силы на день использования? Да, из наивного понимания физики можно понять, что более "емкая" батарея обладает большим объемом и весом (если она выполнена по той же технологии), что по мнению маркетологов настолько негативно сказывается на внешнем виде аппарата, что даже опции об установке емкой батареи пользователям не предоставляется.

Но что такое "красота внешнего вида телефона"? Это еще более абсурдный вопрос, чем "внешняя красота человека". Не буду долго рассуждать о субъективности вопроса, одно понятно, - что в представлении человека о "стиле и красоте" телефона лежит чуть более, чем полностью то, что навязано маркетологами.

Замкнутый круг, маркетологам выгодно продвигать то, что делают технологи. Технологи делают то, что по мнению маркетологов будет продаваться. Однако, эта схема должна сходиться к тому, что выгодно (за счет минимальных коррекций с каждой из сторон) компаниям-производителям. Так почему же телефоны с "не емкими" батареями выгодны производителям?

Можно придумать множество технологических аспектов, но есть и психологический. Так вот - выгодно потому, что "они быстро разряжаются". Абсурдно?

Не просто, но не абсурдно, отнюдь.
Был ли у вас когда-либо домашний питомец, "тамагочи", младший брат? Что вообще объединяет объекты из списка, и причем здесь разряжающиеся телефоны?

Ответ: за ними всеми нужен "уход и забота". Если у вас будет некий гипотетический телефон, который прекрасно будет выполнять все свои функции и не требовать ничего взамен, то вы не будете его "любить", он просто станет средством выполнения задач. Как, например, гаечный ключ. Но, скажите, много ли у вас знакомых, которые мечтают купить новенький стильный гаечный ключик белого цвета со сглаженными углами? Люди будут пользоваться средствами, до тех пор, пока эти средства решают конкретные проблемы - приносят пользу. И будут вспоминать про средства, только тогда, когда есть определенные цели (закрутить гайку, посмотреть ролик, позвонить).

Но наши реальные телефоны, "эдакие твари", разряжаются внезапно, перезагружаются, глючат. Из-за этого их функционал - не средство, не инструмент, а некоторый "дар". Они могут нас раздражать (когда проблем много), могут радовать (когда, казалось бы обязательный, функционал работает на должном уровне). Они становятся "чуточку живыми".

Надо обязательно раз в несколько часов посмотреть, а не села ли батарея. А не появилось ли у вас пропущенных вызовов. А вдруг телефон вообще выключился, как тогда вам смогут дозвониться друзья и близкие?

Мы постоянно думаем об этом. Это становится привычкой, вклинивается в мозг настолько сильно, что уже не возникает вопросов, а надо ли постоянно поглядывать на состояние неживого куска пластика. Надо конечно. Состояние телефона становится важным для вас, мы чувствуем рефлекторную необходимость в заботе о нем.

И почему это выгодно производителям? Да потому, что для некоторых людей "важность" их мобильного друга становится настолько высока (и это подсознательный механизм), что они начинают думать, что телефон способен изменить их имидж, что телефон - это объект стремлений, что телефон поможет придать им уверенности.

Дорогая Водка! В прошлый вечер мы договорились, что ты поможешь мне стать умнее, красивее и я буду лучше танцевать. Я видел видео, надо поговорить.

2 комментария:

  1. Ну, мне кажется, что есть еще одна, слабо связанная с психологией причина делать батареи меньше. С одной стороны аккумуляторы имеют свойство деградировать после определенного количества итераций цикла "заряд-разряд". С другой стороны, человек интуитивно оценивает "старость" своего телефона прежде всего по степени деградации аккумулятора. "О, он раньше так долго жил без розетки, а теперь заряд совсем не держит, надо брать новый". И чем меньше аккумулятор, тем быстрее он разряжается, тем чаще его надо заряжать, тем быстрее он деградирует. Печально, но факт.

    И фишка в том, что покупать аккумулятор новый никто не пойдет. Процентов 95 людей (цифра с потолка) пойдет и купит новый телефон.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Совершенно верно. Но, это "слабая" причина, т.к. аккумуляторы начинают деградировать обычно через год или больше активного использования, а люди меняют телефоны в среднем значительно чаще. Но есть и много других причин; иногда осознанная необходимость в новых технологиях, иногда чисто маркетинговые уловки (всякие скидки и акции), иногда - тяга человека к разнообразию в предметах, которые его окружают. Так что вышеописанная проблема - не единственная, но именно она, на мой взгляд формирует "особенное" отношение к предметам техники. Все-таки это все еще блог о психологии :)

      Удалить