пятница, 28 сентября 2012 г.

Психология веры и религии

Предупреждение: эта заметка не претендует на полное и формальное покрытие вопроса, оценочное суждение о вопросе, и ее стоит рассматривать как набор тезисов, из которых можно делать самостоятельные выводы. Если вы понимаете эти тезисы как попытку "разжечь рознь", то это исключительно ваше суждение.

Вера и человек

Попробуем обозначить, зачем вера может быть нужна и полезна конкретному человеку.

1. Вера и религия как "защитный механизм"
В жизни случается довольно много неприятных вещей, понимание причин этих вещей может быть за пределами восприятия человека, что может выглядеть как "случайность". Божественная сущность происходящего позволяет избежать вопросов о причинах - "так случилось, ибо на то воля Божья". Человек охотно принимает понятия "наказания", "испытания", "проверки", это позволяет ему ожидать "награды", в случае, если он "примет испытание с достоинством". Таким образом, восприятие человека меняется - при неглубоком реальном понимании сущности проблем, он при этом относится к ним не с негативом, а "с пониманием".

2. Вера и религия как "способ превосходства"
Человеку, любому, даже отрицающему это сознательно, свойственно желание "превосходить" окружающих (в этом мы не отличаемся от животных). В чем различие верующего и не верующего человека? У первого есть тоже самое, что у второго, но еще и "Бог".

3. Вера как сверх-идея
Если у человека нет реальных (атомарных) целей в жизни, то для того чтобы ощущать "смысл жизни", ему нужно создать некоторую систему ценностей и следовать ей - вера прекрасно вписывается в стереотипное понимание о системе ценностей - она формально дает некоторые представления о "смысле жизни". Религиозные фанатики вычеркивают из своей жизни все, кроме этой сверх-идеи, впрочем это уже вопрос психиатрии, а не психологии.

4. Вера как условный критерий
В понятие религии обычно входит некоторый "идеологический набор" - заповеди, морали, истории о "позитивном опыте" ("праведных" людей). Человек, принимающий веру, принимает и эти заповеди. Сами заповеди построены с учетом человеческой природы, они нацелены на отсутствие деструктивной позиции. Таким образом, человек, принимающий веру, условно является менее "деструктивным" в глазах окружающих ("он не убьет", "подставит левую щеку" и т.п.). Автоматически, человек, отрицающий веру, считается "деструктивным" ("а может он убьет, даст сдачи, изменит, что ему мешает?"). Собственно условность критерия заключается в том, что по сути, человеческую природу "вера" не меняет - человек все равно сделает то, что сделал бы, разве что будет потом "раскаиваться" (иногда формально).

5. Люди любят мистику
Уставая от реального быта, люди просто хотят верить, что на земле есть что-то нематериальное, выходящее за пределы их собственного быта.

Религия и общество

1. Религия как авторитарный способ управления обществом
Здесь довольно просто, "правящая верхушка" выдает свое мнение за "божественное" и получает больший отклик, ибо люди по определению не любят прямую авторитарность - "кто он такой, чтобы диктовать мне правила?". Достаточно окрестить эти правила, как "божественное провидение" и степень приятия увеличивается. И опять же, некого винить, в случае ошибочности этих правил.

2. Религия как способ самоорганизации общества
Чем ближе человек к "Богу" тем больше у него прав и безнаказанных возможностей. Египетские жрецы тому пример, сейчас просто люди стали аккуратнее. Но ведь в церкви даже убивать нельзя, "Бог" не простит.

3. Религия как способ территориального разделения и контроля
Здесь просто, вспомните демократию и Ирак. По сути именно это всегда происходило. Удобнейший механизм управления военными действиями.

4. Религия как способ розжига розни
Если людям "слишком хорошо живется", то они начинают обращать внимание на материальные проблемы - у кого сколько зарплата, кто сегодня сыт, а кто нет, у кого дом красивее. И почему у казалось бы "бесполезных" людей есть все, а у них "почти ничего". Но дай им то, что их будет раздражать больше - и они забудут про реальные проблемы, достанут вилы из погреба и пойдут на "еретиков", забыв, что дома нет хлеба.


Комментариев нет:

Отправить комментарий